Абонемент №1
2 декабря в 18:00
Новосибирский академический симфонический оркестр
Денис Шаповалов, виолончель (Москва)
Дирижер – Валентин Урюпин (Москва)
Вступительная лекция в 17:15
Сметана. Симфоническая поэма «Влтава»
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Мартину. Симфония №4 (Первое исполнение в Новосибирске)
Эту программу можно назвать программой чешской классической музыки: Сметана, Дворжак, Мартину.
Бедржих Сметана (1824-1884), патриот своей земли, был автором уже 4-х опер, когда решил пойти по пути глубоко чтимого Листа и создать симфоническую поэму – до него в Чехии никто не писал поэм. В результате получился цикл из шести поэм – шести картин родины, который так и называется: «Моя родина».
Ещё при жизни композитора сложилась традиция исполнения поэм по отдельности. Но в торжественных случаях цикл звучит целиком. «Влтава» - это второе произведение цикла: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и полях», «Табор», «Бланик».
Антонин Дворжак (1841-1904) родился в бедной крестьянской семье. Но его отец рано заметил музыкальные склонности своего сына и решил учить его музыке. В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Школу органистов. Окончив школу, Дворжак работал сначала в пражском концертном ансамбле, а затем в открывшемся в 1862 году чешском "Временном театре", где играл на альте.
Он познакомился с Бедржихом Сметаной и с другими музыкантами и с литераторами. Под влиянием Сметаны Дворжак создает произведения, в которых стремится отразить борьбу за независимость и свободу чешского народа. В 1872 году он пишет патриотический хор в сопровождении оркестра "Гимн", прославляющий героев чешского народа, боровшихся за свободу, а также ряд сочинений, связанных с фольклором.
Творчество Антонина Дворжака - "простого чешского музыканта", как он себя называл, носит безусловно национальный характер. При этом его произведения - крупнейший вклад не только в чешскую, но и мировую музыкальную культуру. Таков Концерт для виолончели с оркестром.
Об истории его создания и исполнения слагались легенды. Так одна из них гласит, что Лео Стерн получил право выступления с премьерой, подарив Дворжаку, страстному любителю голубей, двух птиц редкой породы.
Богуслав Мартину (1890-1959) тоже, как и Антонин Дворжак – выходец из семьи, где музыка не была привычным занятием: его отец был сапожником. Но любовь к музыке и понимание родителей сыграли свою роль: мальчик начальное музыкальное образование получил у скрипачей-любителей. Потом учился в Пражской консерватории по классу скрипки, затем органа и композиции. Играл на скрипке в оркестре Чешской филармонии, совмещая работу с преподаванием. С 1919 работал в оркестре Национального театра в Праге, с которым гастролировал в Великобритании, Франции, Швейцарии.
С 1923-по 1940 жил в Париже, занимался композицией под рукодством А. Русселя, с которым был дружен. Был близок к А. Онеггеру, А.Н. Черепнину. Затем более 10 лет жил в США, где ему оказывал покровительство Сергей Кусевицкий.
С 1953 жил во Франции, Италии, Швейцарии, но всегда поддерживал связи с родиной.
Ему была близка современная французская культура, он не принимал немецкие музыкальные традиции. Мартину автор 384 произведений различных жанров. Его разнообразное творчество в Европе пользуется широкой популярностью.
Дирижёр – лауреат всероссийских и международных конкурсов кларнетистов, лауреат всероссийских и международных конкурсов дирижёров Валентин Урюпин
Солист – лауреат всероссийских и международных конкурсов Денис Шаповалов, виолончель
В 17.15 на Круглой сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца начнется вступительная лекция к концерту.
Лектор – Дарья Нехаева